ћ≥сце зустр≥ч≥ випускник≥в ’ѕ“”, ’≤ѕЅ, јѕЅ”, ј÷«”, ”÷«”, Ќ”÷«”
Ќац≥ональний ун≥верситет цив≥льного захисту ”крањни
’ѕ“”, ’≤ѕЅ, јѕЅ”, ј÷«”«у, ”÷«”, Ќ”÷«”
‘отогалере€
¬оспоминани€
—траницы истории
Ќаши выпускники
√остева€ книга
 онтакты

¬ ’арькове € не был целых 45 лет...

«» в снег и в ветер, и в звезд ночной полет, мен€ мое сердце в тревожную даль зовет» (строева€ песн€ третьего дивизиона ’ѕ“”, набора 1959-1962гг.)
¬ ’арькове € не был целых 45 лет с момента окончани€ пожарно -технического училища ћ¬ƒ ”——– в сент€бре 1962 года. “ак сложились обсто€тельства - мо€ внучка јлес€, поступила в один из ’арьковских ¬”«ов. ѕоехал ее сопровождать и помочь с размещением. –ешив все внучкины проблемы, не мог не загл€нуть в училище, с которым у мен€ св€заны самые теплые воспоминани€. ¬ сопровождении офицеров обошел здани€, двор, бывшую спортплощадку, нашел свою койку в казарме, учебную аудиторию. ѕобеседовал с нынешними курсантами, заканчивающими 1 курс. ќчень признателен встретившим мен€ абсолютно экспромтом сотрудникам и постараюсь исполнить данное им обещание - написать свои воспоминани€.
ƒл€ мен€ это ответственный момент. Ёмоций хватает, но это внутри себ€. ”дастс€ ли, кого либо этими воспоминани€ми заинтересовать, ведь € не писатель!? Ќе знаю. –аз уж пообещал, давайте попробую. ” вас есть возможность подредактировать. ƒоговорились?
я, “арабрин ёрий ¬асильевич, родилс€ 9 апрел€ 1942г. в г. –€зань. ѕо национальности - русский.
ќтец шел с фронтом и когда освободили г. Ѕрест был направлен на службу в ”правление внутренних дел. ћы с матерью и переехали к нему в окт€бре 1944 г. — тех пор вс€ мо€ сознательна€ жизнь прошла в Ѕеларуси. Ќередко шучу - русский-белорус. ¬ 1959г. окончил в Ѕресте среднюю школу, в этом же году поступил в ’арьковское ѕ“”. «ачислен на первый курс приказом по училищу є55 от 25 сент€бр€ 1959г. — легкой ’ѕ“”шной руки прослужил в органах внутренних дел ———–, а потом Ѕеларуси 44 года и уволен 10 окт€бр€ 2003 г. по выслуге лет и состо€нию здоровь€ с должности первого заместител€ ћинистра внутренних дел –еспублики Ѕеларусь в звании генерал - майора милиции.
ћне известно, что из стен училища вышли более 20 генералов. » не только по линии пожарной охраны. ÷елый р€д выпускников, вроде мен€ ^менили впоследствии специализацию. Ќе знаю данных статистики по другим учебным заведени€м, но представл€етс€, что это очень высокий результат дл€ училища долгое врем€ дававшего среднее специальное образование. я бы даже сказал результат просто блест€щий. —тать руководителем высокого ранга и получить генеральское звание в системе ћ¬ƒ никогда не было простым делом и возможности несравненно, в дес€тки раз скромнее, чем в армии. “ем выше цена такого результата. ¬сю свою службу и сейчас еще думаю об этом. ¬ чем же секрет? ќднозначно не скажешь. ѕопробую сформулировать свою версию. Ќе претенду€ на исключительность. — учетом того, что могу, оценивать в основном личные впечатлени€. ¬не вс€кого сомнени€, тон задавал тогдашний начальник ’ѕ“”, полковник внутренней службы  апуст€нский ј.√. определ€вший организацию воспитани€ и обучени€.  апуст€нский мне запомнилс€ как выдержанный, высоко интеллигентный человек, пользовавшийс€ громадным авторитетом и среди курсантов и среди посто€нного состава. ћог расположить к себе, обладал чувством юмора. «апомнились и преподаватели специальных дисциплин ѕогорелов Ќ.—., ћихайлов ¬.ћ., Ќеженцев, Ѕронишевский Ѕ.ѕ., ’алин Ќ.¬., ѕопов ¬.ћ., „ирва,  абанов ћ.ј.  омандиром нашего 3-го дивизиона был подполковник —околенко я.Ќ., суровый, но справедливый «батька», которого мы побаивались и любили. «аместитель командира - майор  апустин —.ј. Ёто строевые командиры, занимавшиес€ нашими повседневными делами, службой, учебой.
ѕриехали поступать мы, абитуриенты в училище еще в июле мес€це готовились и сдавали экзамены. «атем одели нас в бывшую в употреблении форму, естественно без погон. Ќазвали этот период нашей
около курсантской жизни «кандидатским учебным сбором». ѕочти два
мес€ца работали на хоз€йственных работах, несли службу во внутренних нар€дах, дневальными, посыльными, ходили в нар€д по кухне. ¬ общем, вт€гивались в предсто€щую курсантскую жизнь. „то оказалось делом далеко не простым.  омандиры наши, заранее это зна€, не объ€вл€ли результаты, сдачи экзаменов и оставл€ли на сборе людей на треть больше необходимого количества. Ќаверное, это было оправдано. Ќе все выдерживали. ¬озникшие трудности отталкивали, пугали, некоторые про€вл€ли себ€ с отрицательной стороны. «а врем€ кандидатского сбора шел естественный отсев. “ем не менее, дес€тка два наших «лишних» абитуриентов додержались почти до начала зан€тий и были отчислены как не прошедшие конкурс в последний перед началом зан€тий день. Ќадо было видеть их расстроенные лица со слезами на глазах. Ќет слов, обидно! Ќам оставшимс€ было жаль «неудачников», мы уже чувствовали себ€ членами одного коллектива.
Ќу вот, все осталось позади. —трижка, бан€, нова€, пахнуща€ нафталином и кожей форма, погоны. ƒруг друга не узнать. ¬се в одночасье стали одинаковыми. ћомент этот вроде р€довой, без каких либо ритуалов, но осталс€ в пам€ти на всю жизнь. ( стати, в отличие от выпуска, который почему-то мне не запомнилс€).
Ќачалс€ новый этап в нашей жизни - мы курсанты!
ѕот€нуло на лирику. Ќе удержалс€. —только лет прошло, а острота впечатлений осталась.
ѕолторы сотни курсантов на курсе от 17 до 30 лет, вчерашние школьники и прошедшие армию, и службу в органах внутренних дел. „асть уже закончившие «гражданские» техникумы или учившиес€ ранее в институтах. Ќациональностей не счесть: белорусы, русские, украинцы, грузины, азербайджанцы, арм€не, ингуши, молдаване. ¬ общем маленький —оветский —оюз.
—ент Ёкзюпери сказал: «≈динственна€ в мире роскошь - это роскошь человеческого общени€».
» этой роскошью мы пользовались в полной мере. ¬ ход шел любой «товар». —вой вклад в создание на дружеской атмосферы внесли наши однокурсники.
¬иртуозно владевший аккордеонном - ёрий ƒудинов. √итарист и балагур √еннадий Ѕичайкин, прекрасно исполн€вший под свой аккомпанемент: «...клен ты мой опавший, клен одеревенелый»; «...кондуктор, не спешит, кондуктор, понимает», а ≈вгений Ѕлизшок чуть ли не половину курса научивший пл€сать и выбивать чечетку. ѕознавали обычаи, учились уважать их, следовательно, друг друга. Ѕесценным дл€ нас «салажат» был опыт старших, прошедших хорошую жизненную школу. ќни помогали нам правильно все понимать и выживать. ¬ооружали своим опытом. ј учитьс€ было не просто, ведь приходилось еще и служить -нар€ды, караульна€ служба, а затем и ”ѕ„ - учебна€ пожарна€ часть. Ќасто€ща€ боева€ работа, не освобождавша€ от учебы. Ѕывало, ночь проработаешь на пожаре, а утром зан€ти€ по расписанию. —идишь, борешьс€ со сном. ѕреподаватели относились к этой дреме с пониманием, никогда в таких случа€х не позвол€ли себе высме€ть или отчитать врем€ от времени клевавших носами курсантов. Ѕольшинство из них сами прошли эту школу, все понимали и про€вл€ли солидарность. ѕравда, в перерывах между зан€ти€ми избежать дружеских подковырок не удавалось. Ѕыли они беззлобны и ничего кроме дружного хохота не вызывали.
‘изические нагрузки были довольно т€желыми. —пасало положение наша спортивность. Ќе секрет, что в подборе курсантов в то врем€ активно участвовала кафедра физподготовки, в лице офицеров -преподавателей  абанова и ¬ласова. ќни тщательно просеивали абитуриентов на предмет наличи€ спортивных заслуг. » обнаружив спортсменов в числе поступающих, усиленно курировали помога€ преодолеть экзаменационные и организационные барьеры.   тому же училище располагало довольно неплохой спортивной базой, великолепный
по тем временам спортзал, игровой и гимнастический, зал т€желой атлетики,
спортплощадка со всем оборудованием дл€ зан€тий пожарно - прикладным (так он тогда называлс€) спортом. —портивные зан€ти€ вс€чески поощр€лись, активно использовались возможности местной базы «ƒинамо».  урсанты занимались борьбой, штангой, волейболом, гимнастикой, боксом, велоспортом, фехтованием. ѕроводились соревновани€ между курсами на первенство училища. ќсобенно пользовались авторитетом борьба и пожарно-прикладной спорт.
Ќе могу не вспомнить добрым словом лучших спортсменов своего курса, в основном мастеров и кандидатов в мастера спорта штангистов √ущина  .≈., Ѕелошенко, „ерникова, Ѕабака.√имнастов - ƒиденко, ярошенко, яковлева, волейболистов - ¬асильченко, “омашука и  уксова, многоборца  ужельного. Ѕольшой группы борцов среди которых были и вольники и самбисты: јлло, Ѕожко, —атановский, —идоренко, «латин, —ыровой, Ћевандовский. ћастерами пожарно - прикладного спорта стали наши однокурсники  истень и «аводов. Ќе всех € теперь уже помню, но назвал большинство самых активных наших спортивных лидеров. ѕочти три дес€тка человек! Ќе заниматьс€ спортом было не престижно. —уществовала ведь и об€зательна€ спортивна€ подготовка; гимнастика, пожарно-прикладной спорт, ежегодные дес€тикилометровые марш-броски в полной амуниции, лыжи.  абанов и ¬ласов были профессионалами, умели подойти к слабому, заставить, заинтересовать, научить. ¬ общем, прививали и очень многим, в том числе и мне, привили любовь к спорту. “акое отношение к физической подготовке вс€чески поддерживалось руководством училища. Ќо когда случалс€ срыв у какого-то курса в учебе, как правило, по результатам сессии начинались преподавательские разборки. —портсмены, мол много пропускают зан€ти€ и.т.п. и т.д., отсюда нет нужных знаний. „то было, то было. Ќа очередном сборе всего личного состава, начальник училища прилюдно жестко критиковал кафедру физвоспитани€ за срывы учебного процесса, лоббирование интересов спортсменов при поступлении и во врем€ учебы. ¬ общем обвин€л публично во всех смертельных грехах. √розилс€ прекратить «порочную практику». ѕроштрафившиес€ спортсмены «мобилизовались». ќчередной экзамен свидетельствовал о значительном улучшении качества знаний. » все текло своим чередом до следующего раза. » это было правильно. »менно спорт помогал нам не только успешно учитьс€, но в последствии и служить, ибо в нем, в спорте, мы учились честно выигрывать, достойно проигрывать, терпеть, не сдаватьс€, не сходить посередине дистанции. ƒелать что-то не только ради себ€, но и дл€ команды. » качества эти оказались востребованными и в личной жизни и в службе. Ќе был в этом плане исключением и €. ѕрибыв к месту службы, вернулс€ к зан€ти€м своим любимым видом спорта - академической греблей. Ўесть лет был в составе сборной команды –еспублики Ѕеларусь по этому виду спорта. ќчень высоких спортивных результатов скажу пр€мо, достичь мне не удалось. Ѕыл неоднократным призером зональных первенств ———–, международных соревнований. Ќо совмещать службу и профессиональный спорт, не €вл€вшийс€ прикладным, оказалось практически невозможно. ѕришлось выбирать. » € это сделал - служба! ¬ыбор довольно не простой, ибо был в то врем€ в пике спортивной формы и расставатьс€ с возможностью достичь большего, чем смог до этого, оказалось процессом болезненным и непростым. ∆алею ли о прин€том решении? —овру, если за€влю, что осталс€ доволен. Ќо жизнь готовила некоторую компенсацию. —пуст€ 20 лет «гребцы» мен€ нашли в должности начальника главка ћ¬ƒ республики и упросили возглавить федерацию гребли. Ќе усто€л, и не жалею. 15 лет возглавл€л на общественных началах свой любимый вид спорта. «а это врем€ федераци€ смогла подготовить чемпионов и призеров ќлимпийских игр, чемпионов и призеров мировых первенств. ћы получили признание в мире. ј в моей спортивной домашней коллекции по€вились награды столь высокого достоинства.
ѕрофессиональный спорт € оставил, а вот «любительский» динамовский мен€ не отпускал еще долго. » по каким только его видам не пришлось выступать: лыжи, биатлон, служебное многоборье, ориентирование, стрельба, легка€ атлетика, волейбол, теннис и т.д. ѕопытки отбитьс€ от соревнований начальство не принимало, «ну и что, что не лыжник, ты же мастер спорта»! «ќтцы-командиры, да € уже не тренируюсь!»
«¬се не тренируютс€,   ничего,   надо!» Ќе скажу,   что получал удовольствие от таких выступлений, но надо значит надо!
”же почти сорокалетним слушателем јкадемии ћ¬ƒ ———– с помощью завкафедрой физвоспитани€ геро€ —оветского —оюза мастера спорта полковника ѕопр€духина узнаем, что из 15 слушателей нашей группы по подготовке высшего управлени€ личного состава 13 - бывшие мастера спорта. ƒумаю, это не случайность. —портивна€ подготовка помогала служить. ќсобо этот фактор играл положительную роль в завоевании авторитета среди личного состава. ¬озглавл€€ различные подразделени€ за врем€ службы имел неоднократно возможность в этом убедитьс€. —порт помогает ближе изучить сотрудника, увидеть как он себ€ ведет в коллективе, как принимают и оценивают его сослуживцы. ”важительно к этому относитс€ и преступный мир. —ила и ловкость были всегда в почете. Ќу а если при этом есть и голова, ваши шансы стать лидером значительно повышаютс€.
»так, попробуем немного, как у нас в Ѕелоруссии говор€т «обогульнить», т.е. обобщить.
 омандный и преподавательский состав училища смог, за врем€ обучени€ дать нам нужные на практической работе знани€. —мог заинтересовать учебой и привить понимание необходимости учебу эту продолжать. Ќередко курсанты самосто€тельно, сверх программы нашего учебного заведени€ пытались получить знани€ по тому или иному предмету. ѕокорный ваш слуга, например, совершенно добровольно и по собственной инициативе проштудировал учебник логики, активно читал все, что находил по генетике, пыталс€ самосто€тельно совершенствоватьс€ в английском
€зыке. ѕоверьте, говорю о себе лишь потому, что точно могу назвать чем, именно € интересовалс€. “аких примеров было достаточно.
¬ 1962 году училище закончили, если мне не измен€ет пам€ть, 12 белорусов. —ейчас € вспомнил фамилии только 10: «уевич, “арабрин, Ћукашевич, ¬ысоцкий, ѕарфианович, Ћевандовский, Ѕарсуков, —коробогатый, —анкевич, ћаевский. ѕрактически все продолжали учебу дальше, получив высшее образование. » это еще не все. ¬ 1980 году, поступив на 1-ый факультет јкадемии ћ¬ƒ ———– в г. ћосква, который занималс€ подготовкой высшего управленческого звена дл€ органов и подразделений ћ¬ƒ страны, € встретил там своего однокурсника ¬€чеслава ћишина, который закончил этот факультет за год до мен€. “ам же повстречалс€ с ¬. —алютиным, закончившим училище в 1963 году ставшим впоследствии генералом.  стати, —алютин получил ученую степень кандидата юридических наук. Ётот же факультет јкадемии закончил и выпускник 1963 года Ќиколай “ерешков, долгое врем€ возглавл€вший управление пожарной охраны г. ћинска. ¬от, включа€ мен€, 4 выпускника ’ѕ“” закончили с отличием јкадемию ћ¬ƒ ———–. ƒумаю их больше, просто говорю о тех, кого знаю. ≈сли поинтересоватьс€, наверн€ка этот список окажетс€ не полным.
¬ различные годы службы к «продвинутым» как теперь говор€т, т.е. стремившимс€ учитьс€ сотрудникам, относились по-разному и начальство и коллеги. ¬ полной мере пришлось это испытать и на себе. ¬ 60-е годы, когда мы пришли на службу в подразделени€ пожарной охраны, в стране уже полным ходом шел очередной этап технической революции, строились заводы, внедр€лись новые технологии. ѕожарна€ охрана остро нуждалась в квалифицированных кадрах, ибо неоконченное среднее образование и различные кратковременные курсы большинства ее сотрудников не позвол€ли грамотно решать возникающие вопросы. ¬ это врем€ по€вились мы и нам подобные выпускники средних пожарно - технических училищ Ћенинградского, Ћьвовского и по-моему —вердловского.  ем-то наверху, вопросы эти были не плохо продуманы. —пециалисты по€вились как нельз€ кстати, чего стоит перечень предметов, которые нам пришлось изучать. ѕопробую по пам€ти перечислить некоторые: высша€ математика, хими€, теплотехника, электротехника, техвооружение и св€зь, механика, строительное черчение, если к этому еще и добавить обучение вождению автомобилем на уровне профессионала и мотоциклом, можете вполне представить себе уровень молодого пожарного, техника - лейтенанта того времени. Ќаверное, портрет молодого выпускника ’ѕ“” будет не полным, если мы не учтем, что это были молодые люди не плохо подготовленные и в спортивном отношении.
Ќо жизнь развивалась и очень быстрыми темпами, требу€ новых и новых знаний. ќтсюда и наше стремление их получить. ћы это пон€ли и пошли учитьс€ дальше.
¬ этой св€зи вспоминаетс€ небольшой эпизод. ¬ начале 90-х годов будучи начальником главного управлени€ вневедомственной охраны ћ¬ƒ Ѕеларуси, пришлось заниматьс€ разработкой автоматизированной системы «јлес€» позвол€ющей решать на современном уровне вопросы управлени€ силами и средствами задействованными на охрану общественного пор€дка, а также обеспечивать централизованную охрану объектов и квартир граждан от проникновени€ и пожара. ¬ общем современна€, комплексна€ трехуровнева€ автоматизированна€ система. –абота над ней требовала многого: и знаний, и решений организационных и финансовых вопросов. ¬се это удалось решить в конечном итоге и система «јлес€» стоит на вооружении органов внутренних дел Ѕеларуси. Ќо тогда мы получили информацию, что в одном из закрытых институтов –оссийской ‘едерации подобна€ система уже сделана. —рочно едем знакомитьс€. »нформаци€ оказалась не очень достоверной. ƒа, работа ведетс€, но за основу вз€т один единственный прибор и до системы ох как далеко! ¬стречаемс€ с директором института. ћой тезка, одногодка, генерал, доктор технических наук академик ј.Ќ. ———–, лауреат госпремий, открытый, добрый, умный человек, страстный как и € спортсмен, охотник, рыболов, путешественник. ¬стречает довольно настороженно. Ёто пон€тно, какие-то милиционеры «полезли» в разработку новейшей техники, да еще составл€ют конкуренцию. ƒокладываю ситуацию, слушает внимательно. ѕросит документы, изучает. ћоментально понимает, в чем ошибка. —прашивает, кто делал техническое задание и организовал работу. «—кромно потупл€ю взор». »звини, говорит тезка (надо же такое совпадение). ј какое у теб€ базовое техническое образование? ќзвучиваю - ’ѕ“”. Ќе пон€л - что? –асшифровываю, смотрит с недоверием. Ќе может быть! » все? √оворю, что именно так. ¬ сердцах хлопает себ€ ладонью по лбу. Ќу, как же так?!  ак € со всеми своими регали€ми сразу не сообразил. —истема, конечно же - система, а не прибор! ѕожарное училище! Ќу, ты даешь, полковник! ћолодцы! ƒелайте! » ни кому не отдавайте! “ак мы и поступили.
ѕо€вление такого отр€да молодых специалистов оказалось востребованным на местах. Ќо надо сказать, что не вдруг, не сразу. Ѕыл и период относительного засто€. “акова ситуаци€ сложилась в то врем€ в органах внутренних дел страны. ‘инансирование и материально — техническое обеспечение органов внутренних дел шло по остаточному принципу, а противопожарна€ служба в то врем€, находилась в системе ћ¬ƒ. Ќ.—. ’рущев в начале 60-х годов умудрилс€ даже сократить ћ¬ƒ и должность ћинистра как таковую. ƒолжностные звани€ были крайне низкими. Ќачальник караула военизированной пожарной части - лейтенант внутренней службы, инспектор государственного пожнадзора отдела внутренних дел - старший лейтенант. ќклад 80 руб. «а эти деньги можно было более или менее сводить концы самому. ј когда женилс€ и по€вились детки, без помощи родственников нормально не прожить. ƒа и этот, имею ввиду звание, моральный стимул, ибо за звание никаких доплат не полагалось.   его присвоению кадровые аппараты относились безразлично. ќчередные звани€ не присваивались по 15-17 лет. ѕо этому поводу мы шутили: «ѕо€витс€ в газете -- умер лейтенант »ванов, девушки прочтут, расстро€тс€. Ќадо же, лейтенанта жалко! ј лейтенанту - 60! ƒедушка -лейтенант. “акие пор€дки существовали до 1969 года. » только с приходом на должность ћинистра Ќ.ј. ўелокова ситуаци€ стала мен€тьс€ в лучшую сторону. » в отношении денежного содержани€ и в отношении материально-технического обеспечени€. ’отим мы это признавать или не хотим, никто больше этого человека дл€ подн€ти€ авторитета и значимости органов внутренних дел в т.ч. и пожарной охраны не сделал. Ќи до него, ни после. » это не мое личное мнение. Ќо это все потом. ј в то врем€ мы работали, как и было положено. ¬ыполн€ли служебные об€занности, рисковали своей жизнью, спасали жизни других, выкручивались и с небольшой заработной платой. ∆енились, учились, росли по службе. ∆изнь шла своим чередом и довольно активно.
—амое врем€ мен€ остановить, чтобы не отвлекалс€ и не уводил возможного читател€ в сторону от основной темы и задать вопрос. » что же вы, товарищ генерал, так расхваливаете альма-матер, т.е. ’ѕ“” и вами уважаемую ранее и теперь пожарную службу, а сами сошли с этой стези.
 аюсь! √решен! Ќо как ни странно виноват в этом не только €, но и ’ѕ“”. ƒа, подготовка у выпускников училища была очень даже неплохой. ¬ гарнизонах пожарной охраны, где были военизированные пожарные части, это знают. Ќу а € был направлен на должность инспектора √оспожнадзора сельского отдела внутренних дел в Ѕрестской области –еспублики Ѕеларусь. —ложности начались чуть ли ни с первого дн€ службы. ”проща€, должен сказать, что на своей должности € призван был решать две задачи.
ѕерва€ - заниматьс€ профилактикой пожаров. » в этом плане чувствовал себ€ уверенно, «как рыба в воде».
¬тора€ - осуществл€ть дознание по пожарам . ¬от тут то и вы€снилось - выгл€жу в этом вопросе оп€ть «как рыба», но только не вводе, а скажем на льду. “.е. в состо€нии близком к беспомощному. —ейчас, когда пишу эти строки, передо мной лежит конспект лекций, сохранившийс€ из тех самых «курсантских» времен.  онспект по организации работы органов и подразделений пожарной охраны. я с удовольствием его перечитал. “олста€ обща€ тетрадь, в ней много нужного. ≈сть даже тема - организаци€ проверок работы подразделений. Ќо практически ничего нет по упом€нутой выше задаче номер два. » это немедленно сказалось, пришлось, что называетс€ «догон€ть на ходу». я отчетливо помню свой первый выезд на место происшестви€ в составе оперативно - следственной группы районного отдела милиции. ¬ одной из деревень загорелс€ магазин. ѕожар случайно обнаружил кто-то из загул€вших сельчан и здание магазина удалось отсто€ть, хот€ товара попортилось много. ќсмотр показал, что имел место поджог, ибо очаг пожара находилс€ в тамбуре между двум€ закрытыми дверьми. ѕриступили к работе наметив эту версию в качестве главной. ќпределили круг возможных подозреваемых и свидетелей. ћне поручили допрос одного из них. Ётот процесс надо было видеть. ƒопрашивать € должен был поджигател€. Ёто конечно вы€снилось потом. ј в тот момент мы оба находились в состо€нии близком к отча€нию.
я, записав установочные данные и констатировав, что «по существу заданных вопросов по€снил» - не знал в чем это «существо» заключаетс€, о чем его спрашивать и что вообще делать.
ќн, потому, что, понимал, не просто так его подн€ли с постели среди ночи, руки были слегка обожжены (€ этого, кстати, не заметил), ко всему прочему вид мой был наверное достаточно суров и парень пон€л, что попалс€.
  моему счастью через некоторое врем€ в комнату зашел следователь, забрал у мен€ гражданина даже не посмотрев на мою «писанину». ѕримерно через два часа € узнал, подозреваемый дал признательные показани€. Ѕлагодар€ четким действи€м оперативной группы, преступление раскрыто по гор€чим следам. ќперативной группой, следовательно, и мной в том числе. ¬ывод дл€ себ€ € сделал одновременно с раскрытием преступлени€. Ќе хочешь быть смешным - учись браток! “ак нас наставники в училище воспитывали. »менно так оказалось и в реальной жизни. —праведливости ради, должен признатьс€, что немного сгущаю краски. » об этой стороне де€тельности органов внутренних дел мы, курсанты, были осведомлены. Ќас при осложнении оперативной обстановки, а в ’арькове, городе который в преступном мире именовалс€ «д€дей», простой она никогда не была. Ќадо наверное по€снить эту иерархию. ¬ преступном мире ќдесса была «мама», –остов «папа», а ’арьков, как уже сказано «д€д€». ѕоэтому обстановка в городе осложн€лась нередко, и наши курсанты, вооруженные штык ножами, использовались дл€ усилени€ службы.  ак правило, нас привлекали дл€ патрулировани€ совместно с работниками милиции. ћы присутствовали на инструктажах, заступающих на охрану общественного пор€дка нар€дов, нас знакомили с информацией о разыскиваемых преступниках и совершенных преступлени€х.
  одному из праздников, училище в полном составе эшелоном было переброшено в  иев, где нам пришлось нести службу по охране общественного пор€дка целую неделю. Ѕыло ли это простым делом?  онечно, нет. ќтдельные эпизоды врезались в пам€ть и сохранились в ней до сих пор.
¬ адрес милиции всегда было достаточно упреков со стороны населени€ и со стороны властей. ¬сем хотелось чтобы в случае необходимости милиционеры по€вл€лись на месте происшестви€ немедленно, как в сказке «ƒвое из ларца» - одинаковы с лица. Ѕыли бы хорошо обучены, вежливы, решительны, но это бывает только в сказках. ¬ реальной жизни чтобы наладить хот€ бы более или менее четкую работу милиции нужны хорошо подготовленные люди, техника, нужен системный подход и финансирование в том числе, а не голые лозунги, типа «усилить, улучшить, активизировать», которые широко использовались на практике.   сожалению, эти методы живут и сохран€ютс€ поныне. ѕрошу прощени€.
ќтвлекс€.
»так, р€довой сюжет. —емейный скандал в общежитии тракторного завода. ќбщежитие - это название дощатой постройки коридорного типа с удобствами в глубине двора, очень даже высокопарное. Ѕарак, одним словом! «аходим вдвоем с сержантом милиции. ≈динственна€ комната, в углу керогаз, на полу тюф€ки.  ричит женщина в изорванном в лохмоть€ платье.  ричат четверо малолетних детей, замурзанных и полуодетых. ¬онь, гр€зь, лицо у женщины в порезах. ћышцы вис€т кровавыми лохмоть€ми, в рваных ранах проступают белые кости. ѕосередине комнаты, полуголый, босой хоз€ин жилища. Ћицо все изодрано, в руке кусок разбитой тарелки. »менно этим «оружием», как вы€снилось, он и «изрисовал» физиономию своей благоверной. Ќе знаю, как воспринимаетс€ вами мо€ попытка «нарисовать» эту картину, но на мен€ 17-летнего пацана, она произвела неизгладимое впечатление. ј ведь это р€дова€ «бытовуха», семейный скандал, нередко, кстати, заканчивающийс€ куда как менее благополучно.
≈ще один выезд. Ќарод просит помощи. ѕриезжаем, группова€ драка на танцах в одном из клубов на ’олодной горе. «ћес€тс€» несколько дес€тков человек. ¬ ходу финки, кастеты, велосипедные цепи. ћолодежи, наверное, последний вид оружи€ не известен. ѕо€сн€ю: половинка велосипедной цепи, с одной стороны обмотана изолентой или веревкой -импровизированный металлический кнут. Ѕьют по спинам и головам. √де попадает последнее звено дырка похожа€ на пулевое ранение. ћилиционеры действуют быстро и решительно, извлекают из толпы участников драки и заталкивают в милицейскую «линейку». ћен€ с моим штык-ножом поставили охран€ть двери линейки, чтобы не сбежали. —тою, охран€ю. ƒрака продолжаетс€ и в машине, кузов ходит ходуном. я стою спиной к двер€м окруженный возбужденной толпой. Ќа угрозы и требовани€ открыть дверь не реагирую. Ќаталкиваем полный кузов человек 20 и везем их в отдел милиции разбиратьс€. —пина мокра€ - адреналина полны сосуды. ¬от така€ практика, которую нам пришлось пройти.  онечно, не по профилю обучени€. Ќо дл€ выпускников, вроде мен€, которые попали служить в сельские отделы внутренних дел, она очень даже пригодилась, что называетс€, пришлась ко двору. » ничего удивительного в этом нет. »бо отделы милиции шестидес€тых годов были малочисленными. Ўтатной дежурной службы не существовало. ƒежурили все офицеры в пор€дке живой очереди, согласно составленному графику. ¬ыходило в среднем по два, а то и три дежурства за мес€ц. —утки работаешь, сутки отдыхаешь, если конечно не произойдет что-либо из р€да вон, «аступаешь на службу, днем задачи решаютс€ довольно просто. Ќачальство на месте, сотрудники тоже, а вот вечером и ночью...
¬с€ информаци€ идет на теб€. Ќадо реагировать, немедленно, некогда бывает и советоватьс€. ¬от уж где в полной мере вырабатываетс€ умение принимать самосто€тельные решени€. «аметьте, пор€док такой: правильно решил - никто никакого внимани€ не обратит. “ак, мол, и должно быть. ј вот если напортачили, или не организовали нужной работы вообще -жди головомойки по полной программе. ƒа и не это главное, порой чувство вины остаетс€ в тебе и преследует долгие годы. ќднажды, проработав уже три или четыре года, € неадекватно среагировал на казалось бы р€довой семейный скандал. ƒва великовозрастных сына жаловались, буйствует их престарелый отец. «вонили несколько раз. я настойчиво рекомендовал им прин€ть меры самосто€тельно. ќни ссылались на то, что бо€тс€. ¬ общем, после двух часового препирательства, € выехал на место происшестви€, захватив по пути участкового, но было уже поздно. 70-летний тщедушный дед ударил топором по голове свою бабку и она к сожалению погибла. јбсолютно здоровые два 40-летних сына не защитили мать. «ато когда мы деда задержали, порывались его убить. ≈ле спасли. ¬от тебе и семейный скандал! ÷ена неправильного решени€ - жизнь! ѕопробуй такое забыть. » оправдать себ€ в своих же собственных глазах. Ќе каждый это сможет. я не смог!
 урсанты наши поощр€лись руководством ”¬ƒ города. «а участие в раскрытии преступлени€. ¬ св€зи с этим не могу не вспомнить курсанта —ердюка.   сожалению забыл им€. ќн был харьковчанином, не плохо училс€. ќбщителен и доброжелателен. ¬сегда готов помочь однокурсникам в трудную минуту. ќднажды —ердюк нес караульную службу на спортивной площадке, расположенной через дорогу от училища и примыкавшую к старому городскому кладбищу. Ќа рассвете обратил внимание на вошедшую на территорию кладбища пару. ћужчина и женщина, везли перед собой детскую кол€ску, у него в руках была лопата. —толь странна€ пара, на рассвете, на заброшенном кладбище, не могла не обратить на себ€ внимание нашего часового! „ерез некоторое врем€ пара проследовала назад. —ердюку показалось, что кол€ска была пустой, а в руках мужчины не было лопаты. –ешив проверить свои сомнени€. ќсмотрел ближайшие аллеи и обнаружив на одной из них свежий холмик земли - выкопал живого младенца, завернутого в оде€ло заживо похороненного. —ердюку объ€вили благодарность. √оре - родителей милици€ разыскала. Ќо печальна€ истори€ на этом не закончилась. „ерез несколько мес€цев, сдав последний выпускной экзамен в числе первых, пока еще курсант —ердюк поехал с группой сотрудников уничтожать ненужные документы. ∆гли их на берегу реки. Ѕыло очень жарко, решили искупатьс€. —ердюк прыгнул в речку, а там оказалось мелко и получил перелом шейных позвонков. ≈го срочно госпитализировали. ћы, выпускной курс собрали ему передачку. «наете, что могут собрать курсанты, кому, что прислали. —кромно, но несомненно трогательно, ибо от души. ѕонесли в госпиталь. Ќо было уже поздно. ѕерва€ потер€. “ри года вместе, это была трагеди€ дл€ всех нас. Ќезадолго до случившего у —ердюка родилс€ сын. ¬от так решила судьба. ƒал человек жизнь двум мальчишкам, а сам погиб. Ћейтенантское звание получить не успел. »нтересно было бы узнать какова судьба малышей, ведь сегодн€ им уже по 45 лет.
Ќе могу не вспомнить в этом плане подвиг, другого слова не нахожу, генерала внутренней службы —алютина. —лужил он тогда по-моему в должности оперативного дежурного штаба пожаротушени€ г. –остова (если помните ,то город «папа» по шкале преступного мира). ¬ то врем€ (середина 60-х г.) в –остове существовала вооруженна€ банда братьев “олстоп€товых, долгое врем€ совершавша€ дерзкие, разбойные нападени€ и остававша€с€ неуловимой. Ќасколько мне известно, —алютин, случайно попав, на служебной автомашине к месту возникшей между милицией и бандитами перестрелки, прихватив на борт вооруженного пистолетом сержанта милиции, невооруженный преследовал бандитов, ведущих по преследовател€м огонь из автомата и сам в результате перестрелки один из бандитов был ранен и в последствии задержан. ќцените ситуацию. ћогу только добавить, что за про€вленное мужество выпускник 63 года и в последствии генерал —алютин был награжден орденом « расной звезды».
 ак видите, адреналина в милицейской работе было вполне достаточно. ¬едь решать чисто милицейские вопросы нам, пожарным инспекторам приходилось не только во врем€ дежурств по райотделу милиции, но и при проведении различных рейдов, засад, профилактических меропри€тий, праздников, выборов и т.д. в общем во всех случа€х тогда требовалось усиление службы.
“ак постепенно вт€нулс€ € в эту работу. ¬о многих случа€х пр€мопротивоположную об€занност€м инспектора √опожнадзора. ѕоступил учитьс€ в высшую школу ћ¬ƒ на юридический факультет по окончанию которого в 1969 году был переведен на милицейскую должность в ”¬ƒ Ѕрестской области. ¬переди мен€ ждали 34 года милицейской уже службы. —ейчас, оценива€ произошедшее, могу сказать, что служба эта у мен€ получалась довольно неплохо. ¬озможно, если бы после окончани€ училища попал служить в пожарную часть, судьба мо€ могла бы сложитьс€ по - другому. √оспожнадзор мен€, честно говор€, не привлек. Ќе нашел интереса. ћного рутины - писанины. “€нуло на «боевую» работу. ¬от € ее и нашел!
«а врем€ милицейской службы сходил и на ножи, и вилы, и топоры, и на охотничьи ружь€. Ѕудучи начальником райотдела милиции пришлось, как у нас говор€т, лично «брать» преступника вооруженного автоматом. ”же в должности заместител€ ћинистра занималс€ предотвращением массовых беспор€дков в колонии, розыском и задержанием совершивших групповой побег особо опасных уголовных преступников. Ќо, полученные знани€ в противопожарной области за врем€ моей милицейской службы оказывались востребованными и причем неоднократно. ¬ 1997 году в качестве старшего оперативного начальника мне пришлось организовывать ликвидацию аварии на железной дороге в г. Ѕорисове. ¬ результате неисправности колесной пары сошел с рельс эшелон с бензином и сжиженным газом. ќбразовалс€ огромный костер из более чем трех дес€тков железнодорожных цистерн. ќдна из них была пробита и находившийс€ в ней бензин разлилс€ и вспыхнул.   моменту моего прибыти€ к месту происшестви€ совместно с тогдашним начальником управлени€ пожарной охраны –еспублики Ѕеларусь генералом јстаповым ¬.ѕ., (окончивший наше училище на год раньше мен€ и вскоре ставшим ћинистром созданного в республике ћинистерства по чрезвычайным ситуаци€м). √отовилась пенна€ атака. —итуаци€ сложна€. ¬ 100 метрах от места пожара шпалопропиточный завод, в 200 метрах крупнейший железнодорожный узел, в 50 метрах начиналс€ жилой сектор города, состо€вший в основном из дерев€нных домов и хоз€йственных построек. Ћиквидацией пожара естественно руководил јстапов ¬.ѕ. я же занималс€ милицейской частью проблемы. Ёвакуаци€ населени€ из опасной зоны, охрана ценностей и общественного пор€дка. Ќо, наход€сь непосредственно у очага, вполне мог оценить степень риска участников ликвидации пожара. ƒо пенной атаки, попытки охладить гор€щие цистерны не приносили должного эффекта. –азлившиес€ дес€тки тонн бензина вспыхивали под ногами пожарных то в одном, то в другом месте. Ќесколько бойцов пострадало. Ќаконец грамотно подготовленна€ и проведенна€ пенна€ атака внесла перелом в ход тушени€. ѕочему-то в голову совсем некстати пришло. Ћюди и техника сконцентрированы в одном месте довольно плотно. » если взорветс€ хот€ бы одна из 60 тонных цистерн... ѕожар реально угрожал жизни всех участников его тушени€.
«а мужество и отвагу про€вленную при его тушении несколько человек были награждены государственными наградами. ¬от так, напоследок как говоритс€, убедилс€, профессию, которую € выбрал еще в юности никак не назовешь спокойной и безопасной. ƒостаточно вспомнить „ернобыль. Ћиквидацию аварии на „јЁ—. Ќе буду вдаватьс€ в описание происшедшего, сегодн€ это всем известно. ’очу только сказать, что на территории 30 км зоны от станции со стороны Ѕеларуси принимало участие в ликвидации более 10 тыс. сотрудников белорусской милиции, пожарной охраны и внутренних войск. я поехал добровольно в середине июн€ 1986 года. Ѕоевые вертолеты еще атаковали четвертый блок...
ћы все: сержанты, прапорщики, офицеры и генералы были одного призыва. ѕризыва дл€ которого –одина, „есть, ƒолг не просто слова, а образ жизни. Ќе случайно в р€дах ликвидаторов с первых же дней по своей воле, хотелось бы это подчеркнуть, оказалось много сотрудников уже прошедших јфганистан.
«ащитить, спасти человека - главное, чем призваны заниматьс€ органы внутренних дел. Ётим мы и занимались в далеком уже 1986. „естно исполн€ли свой долг, как вскоре вы€снилось, а теперь стало особенно €сно, ценой собственного здоровь€, а дл€ многих из нас и жизни. “о, что было сделано участниками ликвидации последствий аварии на „јЁ— предстоит еще достойно оценить. ”верен, рано или поздно это произойдет. ќт результатов нашего труда зависели жизни и здоровье миллионов людей.
¬ т€желейшей, трагической ситуации мы не дрогнули. ћы это сделали!  аждый на своем боевом посту и вправе этим гордитьс€! Ќе могу не сказать, что в нашем заезде заместителем начальника противопожарной службы был выпускник нашего училища 1961 г. ≈вгений ÷арев, в то врем€ подполковник. Ќеоднократно участву€ в тушении пожаров, в зоне отселени€ ≈вгений получил предельную дозу облучени€. —пасти его медикам не удалось.
¬ двух поколени€х нашей большой семьи в свое врем€, сложилась традици€ мужчины выбирали в качестве профессии службу в р€дах ¬ооруженных сил, органов государственной безопасности и внутренних дел. “ак что в 1959г. в училище € оказалс€ не случайно. ћогли быть варианты со специализацией, но то, что буду офицером - не было сомнений. —реди более 20 старших офицеров членов нашей семьи представители различных воинских специальностей: летчики, артиллеристы, десантники, разведчики, оперативные работники. —таршее поколение прошло ¬еликую ќтечественную, младшие - јфганистан и „ернобыль. „лены нашего семейства проживают в насто€щее врем€ в трех государствах: Ѕеларуси, –оссии и ”краине.   сожалению, в силу известных причин, семейна€ традици€ нарушилась. ¬ третьем поколении лишь два действующих офицера - мой сын и плем€нник, проход€щие службу в ћ¬ƒ Ѕеларуси.
Ќо профессию защищать –одину, еще никто не отмен€л. ≈сть така€ професси€!
√лубоко   благодарен   своему родному   ’арьковскому   пожарно техническому    училищу,    его    преподавательскому    составу,    моим однокурсникам и сослуживцам, научившим мен€ защищать и спасать самую большую ценность - людей!
√енерал - майор милиции в отставке
ё.¬. “арабрин

 омментарии:

  1. Jamesabazy, Namibia
    20.09.2020 07:15
    ѕереходите по ссылке: как зайти на гидру через айфон - и бросайте употребл€ть разные гадости не губите свое здоровье.

  2. MildredPaugh, Armenia
    19.09.2020 14:56
    –†–µ—И–Є–ї–Є –ґ–Є—В—М —Б –ґ–µ–љ–Њ–є –≤ —А–∞–Ј–љ—Л—Е –Ї–Њ–Љ–љ–∞—В–∞—Е –Є –љ–µ –≤—Е–Њ–і–Є—В—М –±–µ–Ј —Б–њ—А–Њ—Б–∞. –І–µ–Љ –≤ –Є—В–Њ–≥–µ –≤—Б–µ –Ј–∞–Ї–Њ–љ—З–Є–ї–Њ—Б—М...

  3. rasskozia,
    19.09.2020 12:08
     огда € была маленькой, очень любила животных. — трудом могу перечислить принесЄнных с улицы домой раненых и голодных звер€т.  от€та, щенки, голуби, €щерки Ч их было несметное множество.  онечно, мои родители не были в восторге от таких частых визитов в наш дом блохастых и кусачих питомцев, но надо отдать им должное, ибо выгон€ть моих Ђпациентовї мама и папа не смели.

    ћоим любимцем был котенок ѕушок, который попал ко мне из-за того, что его сильно расцарапали брод€чие коты. ¬идимо, он пыталс€ дратьс€ с ними за еду, а может, и территорию. “олько куда ему маленькому и хиленькому?

    я добросовестно отпаивала ѕушка молоком и отдавала ему все лакомые кусочки с нашего стола. —пуст€ некоторые врем€, мой котик стал походить на бандита из фильмов: весь в зат€нувшихс€ шрамах и очень упитанный. Ќа семейном совете было прин€то решение отпустить ѕушка на волю, так € и сделала.
    »сточник - https://1001rasskaz.ru/
    https://1001rasskaz.ru/

  4. KateElicy, Georgia
    18.09.2020 23:34
    «адумывались ли вы над тем, почему некоторые люди зарабатывают в интернете хорошо, а некоторые Ц просто трат€т врем€ и деньги, участву€ в несерьезных проектах? ѕросто те, кто умеет и любит зарабатывать в интернете, воврем€ заход€т туда, где участие может принести зримые доходы. »менно такой проект Ц сообщество Empire Group Coin (ERGC), где каждый сможет найти зан€тие по душе:
    Х те, кто желает сформировать посто€нный источник пассивного дохода Ц вложить монеты в стейкинг и получать прибыль, как насто€щий рантье;
    Х те, кто умеет хорошо и быстро приглашать новых пользователей, обладает развитыми реферальными инфраструктурами Ц заработать на партнерской программе (глубина реферальных отчислений Ц 4 уровн€);
    Х любители активной работы Ц получать деньги за выполнение рекламных заданий, которые во множестве публикуютс€ в телеграмм-ботах компании.
     аждый найдет именно тот тип заработка в сообществе Empire Group Coin (ERGC), который устроит именно его!
    „тобы начать зарабатывать в Empire Group Coin (ERGC), зарегистрируйтесь на сайте компании, внимательно изучите всю информацию, задайте интересующие вопросы. ћенеджеры компании на св€зи всегда!

  5. Gertiewal, Ethiopia
    18.09.2020 13:33
    LIKE –Њ—В –Р–і—Г—И–Ї–Є–љ–Њ–є // –Я–Я –Ш –Ъ–Э–Ш–У–Ш???

  6. ≈вгений ѕетрович Ѕелевцов, город —умы ”краина
    23.10.2014 18:47
    «дравствуй ёра с привет к тебе твой сосед по парте в училище ∆ен€. ќчень рад за твою судьбу. я закончил службу майором —оветской армии в —умском артиллерийском училище в должности начальника службы √—ћ подробности о себе отдельно мо€ електронна€ почта aleksandr.belevc@mail.ru

  7. ёрий √ригорьевич √ребенников, г.Ѕерислав ’ерсонской, ”краина.
    16.01.2011 11:20
    ќчень хорошо помню теб€, ёра “арабрин.«айди на сайт в интернете, почитай мои писульки и отзовись. ¬едь нас осталось так мало, прошло-то почти пол века. —ам не можешь, попроси внуков. ќчень теб€ прошу.

  8. в≥н, ”крањна
    07.12.2009 04:59
    ƒуже ц≥каво почитати дан≥ спогади...,але повинен сказати,що вже не т≥ часи,вже не та крањна,не маЇ тепер оф≥церськоњ чест≥ ≥ г≥дност≥,принаймн≥ в систем≥ ћЌ—.“епер власних зусиль замало,€кщо в тебе не маЇ впливових родич≥в,знайомих або €к кажуть "мази,трактора ≥тд" то тоб≥ св≥тить бути с≥рою масою.Ѕез хабар€ тепер на нормальну посаду не попадеш ≥ вс€ система ћЌ— це одна корупц≥€...

ƒобавить комментарий

© 2019—1177 Ќациональный университет гражданской защиты ”краины. ¬се права защищены