Место встречи выпускников ХПТУ, ХИПБ, АПБУ, АГЗУ, УГЗУ, НУГЗУ
Национальный университет гражданской защиты Украины
ХПТУ, ХИПБ, АПБУ, АГЗУ, УГЗУ
Фотогалерея
Воспоминания
Страницы истории
Наши выпускники
Гостевая книга
Контакты

Училище в моей судьбе

Почти 45 лет службы в пожарной охране. Пройден нелегкий жизненный путь - от курсанта училища до Начальника Главного управления по-жарной охраны МВД Украины, ушёл на пенсию в звании генерал - майора.
 
Анализируя свою службу, на мой взгляд, есть что вспомнить, чем гордиться и есть основания благодарить людей за помощь и поддержку, за учебу и воспитание меня как человека. 

Я простой крестьянский сын, родившийся в 1928 году на Тихом Дону, в Ростовской области. Отец - тракторист, комбайнер, в годы Великой Отечественной войны - механик-водитель легендарного танка Т-34, мать - рядовая колхозница. Нас, детей, было пятеро. Я - самый старший, брат и три сестры. 

Уже в конце июня 1941 года отец был призван в армию. Осенью я пошел в 6-й класс школы, но вскоре был вынужден оставить учебу и начать работать в колхозе. Участвовал с дедами в выращивании лошадей для армии, пахал землю, сеял и убирал такой дорогой и необходимый в войну хлеб. "Все для фронта, все для Победы!" - этот лозунг запомнился мне, труженику-подростку на всю жизнь.
В трудные, голодные годы мама и я вели приу-садебное хозяйство, растили младших сестер и брата.
Но у меня уже в те годы проявилась тяга к знаниям, к учебе. Осенью 1944 года я вновь пошел в школу, в 6 класс.
Осенью 1945 года возвратился с фронта изра-ненный отец. Механизатором по состоянию здоровья он уже работать не мог, выращивал донских лошадей, был бахчевником. Трудодни начислялись, но оплата за труд была минимальная. Жили мы впроголодь, в основном за счет приусадебного хозяйства.
В 1946 году окончил 7 классов, т.е. неполную среднюю школу, дающую право поступать в тех-никум или в училище.
Встал вопрос: "Куда поступать?" Рассчитывать на помощь родителей при получении образования я не мог, надо было искать техникум или училище с государственным обеспечением.
Дальний родственник, фронтовик, учившийся в Ростовском пожарном техникуме Министерства угольной промышленности западных регионов СССР (было такое) порекомендовал поступить ту-да.
Семь классов школы я окончил с отличием и Похвальной грамотой, был принят в техникум без экзаменов и в сентябре 1946 года приступил к уче-бе. Дали общежитие, маленькую стипендию, прик-репили к столовой, но уже вскоре стало ясно, что без помощи родителей, в материальном плане, мне учебу в техникуме не одолеть. А помощи оказать мне они не могли из-за послевоенной разрухи и бедности семьи.
И тут, в октябре 1946, года в комнате нашего общежития появились работники отдела кадров УМВД Ростовской области с целью отбора канди-датов для направления на учебу в Харьковское пожарно-техническое училище МВД СССР. Условия правовые и материальные для курсантов училища аналогичные условиям для курсантов военных училищ армии и МВД. Мы все (около 10 человек из одной комнаты) дали согласие на оформление документов и поездку на вступительные экзамены в г. Харьков. Вербовщики выполнили план, а мы сделали жизненный выбор.
В конце октября прибыли в училище, сдали экзамены и с 1 ноября 1946 года я стал курсантом Харьковского пожарно-технического училища МВД СССР, посвятив всю свою трудовую жизнь этой гуманной, благородной профессии.
Вспомнились слова как-то адресованные мне друзьями по случаю какого-то юбилея:
... Профессию себе Я выбрал не случайно, До-рогу преграждать Иду огню...
Из сказанного выше ясно, что тут, по отноше-нию к моей судьбе, есть явная неточность, эти слова будут более объективны, если они будут звучать так:
... Профессию себе - выбрал я случайно, дорогу преграждать пошел огню...
Честно говоря - не знал я содержания этой профессии, не готовился и не мечтал о ней. Было желание поступить в мореходное училище, но туда брали после 9-10 классов школы.
С волнением вспоминаю первые впечатления, связанные с приездом в Харьков, трудности в пер-вые дни и месяцы пребывания в училище.
... Дождливый, холодный ноябрь 46-го, полуразрушенный Харьков, плохо отремонтированные учебные классы и казармы, примитивная мебель в классах и столовой училища. Начался отопительный сезон, но почти нет угля, мало дров. Срочно формируются из курсантов команды для дополнительной заготовки дров, в основном, в Сумской области. Исто-пниками и их помощниками тоже были курсанты.
В феврале 1947 года были назначены выборы в Верховный Совет СССР. Началась подготовка к ним. Нас, курсантов училища, привлекли к охране общественного порядка - патрулированию по ули-цам города в ночное время. Половина дивизиона несла службу с 18.00 до 24.00, вторая половина с 24.00 до 6.00. Но надо было добраться в пешем строю до Журавлевки или Москалевки и после службы возвратиться тем же порядком в училище, почистить оружие, посетить столовую, и на отдых оставалось 4-5 часов, а затем занятия - строго по расписанию, служба в учебной пожарной части, во внутреннем наряде училища, дивизиона.
Надо было помогать в восстановлении городс-кого коммунального хозяйства, помогать предпри-ятиям в налаживании производства.
Сколько километров прорыто кабельных тра-ншей по улицам Харькова, отработано часов, дней, да даже и месяцев курсантами училища на предп-риятиях города, чтобы в классах была мебель, а в казармах - более-менее нормальный быт.
Трудности с обмундированием. Невозможно подобрать одного цвета гимнастерку и брюки, не то что для всего подразделения, но и для отдельного курсанта.
В стране еще не отменена карточная система на продукты питания. После завтрака, обеда и ужина еще хочется кушать, а купить продукты нег-де, все по карточкам.
Но мы верили, что эти трудности временные, что их испытывает весь наш народ, вся наша страна и особенно Украина, Белоруссия, Прибалтика, разграб-ленные и разрушенные фашистскими оккупантами.
И преодолевая все эти сложности - мы учились. Этому способствовала четкая организация учебного процесса под руководством заместителя начальника училища по учебной части инженер-майора Максимова, начальников циклов Буксирова, Сухорукова Ф.В., опытных преподавателей Харченко В.П., Беспалова Е.Ф., Крылова Д. К., Львова И.П., Пятышева И.М., Грузинского А.К., Бацулы и многих других. Им тоже было нелегко. Надо было содержать семьи, обустраивать быт, разрушенный войной и эвакуа-цией пожарно-технической школы в Свердловск ... Мы знали, что они вынуждены после занятий и службы в училище подрабатывать сантехниками, ремонтниками в ЖЭКах, понимали их трудности и сочувствовали им.
Но жизнь налаживалась...
В 1947 году отменили карточную систему на продукты питания, мы это ощутили по рациону питания в столовой училища. Стало более сытно.
Улучшилось материально-техническое обеспе-чение учебного процесса, вещевое снабжение. В 1948 году нам уже выдали парадно-выходное об-мундирование.
Заметные изменения в жизни училища произо-шли с назначением в 1948 году начальником училища полковника Метелева Петра Андреевича, кадрового военного, отличного организатора, принципиального, пунктуального и строгого руко-водителя.
В училище укрепилась воинская дисциплина, организованность, строевая выучка, поднялся авторитет нашего коллектива среди военно-учебных заведений и воинских частей Харьковского гарнизона. Вскоре училище приказом начальника гарнизона стало привлекаться к участию в военных парадах и занимать там по строевой выучке призовые места.
Улучшалось техническое оснащение кабине-тов, практическое обучение курсантов на объектах и в пожарных частях г. Харькова, стажировка в га-рнизонах пожарной охраны страны.
К сожалению, из-за большой занятости по оказанию помощи городу в восстановлении коммунального хозяйства, участия в охране общественного порядка, развитии учебной базы училища, да и слабой технической оснащенности учебных кабинетов мы были практически лишены возможности принимать участие в кружках технического твор- чества. У нас просто, объективно, не хватало времени даже на плановую самоподготовку и отдых.

Но жизнь, учеба, продолжались. Работала комсомольская организация, политические органы, между подразделениями училища проводились спортивные мероприятия. Я увлекался спортивной стрельбой, выполнил нормативы спортсмена 1-го разряда по стрельбе из револьвера, боевой и мало-калиберной винтовок, входил в состав сборной ко-манды училища и участвовал в республиканских соревнованиях на первенство учебных заведений МВД СССР, занимал призовые места.
Позже, уже будучи офицером, увлекся старин-ной русской игрой "в городки", результаты тоже были хорошими.
Регулярно проводились по планам политичес-кого отдела и комсомольской организации культ-походы в театры города, просмотры новых кино-фильмов, встречи с артистами и знаменитыми лю-дьми, героями войны и мирного труда.
Всю эту работу организовывало и проводило командование дивизиона - наш любимый командир, фронтовик, прошедший войну, майор Горбань Иван Викентьевич, которого мы, его воспитанники, вспоминаем с благодарностью за его простоту, доступность, заботу о нас, курсантах, а также заместитель командира дивизиона по политчасти капитан Нагорный Н.Я. и курсовые офицеры дивизиона.
Особой любовью, по моему мнению, среди ку-рсантов училища пользовались помощник начальника политотдела по комсомольской работе капитан Осипов Игорь Сергеевич (закончивший службу генерал-майором на ответственной должности в МВД СССР) и замполит одного из дивизионов старший лейтенант Ворошилов Григорий Абрамович (служба которого сложилась менее удачно). Это были не только внешне красивые, стройные, всегда аккуратно одетые, подтянутые офицеры, но и высоко эрудированные люди, у которых было чему поучиться. Мы восхищались ими, их умением воздействовать на нас, курсантов. Лекции Г.А. Ворошилова по организации воспитательной работы с подчиненными вызывали у нас особый интерес, а его выступления в художественной самодеятельно-сти училища с художественным чтением и сольными танцами встречались с восторгом. Прошло более половины века, а я вижу сцену клуба родного училища, концерт художественной самодеятельности, перед моими глазами выступление Г.А. Ворошилова, голоса солистов - лаборанта Ларисы Скворцовой и курсанта-фронтовика Михаила Дмитриевича Каменева с его неповторимым пением вальса "На сопках Манчжурии" (М.Д. Каменев окончил службу в должности начальника УПО Харьковской области в звании полковника).
Учеба давалась мне легко. Я был отличником, неоднократно поощрялся, в т.ч. сфотографирован у развернутого Знамени училища (действующим в ту пору Дисциплинарным уставом предусматривалась такая мера поощрения). К службе старался относиться добросовестно. На втором курсе был назначен командиром отделения с присвоением звания сержанта, а на третьем курсе назначен помощником командира взвода с присвоением звания старшего сержанта. Курсовым офицером (командиром взвода) у меня был лейтенант Котов Геннадий Михайлович, фронтовик, окончивший службу в этом же училище в должности заместителя начальника учи-лища в звании полковника.
С этим замечательным человеком и его семьей мы стали в последующем и до конца его дней искренними друзьями.
Учеба подходила к концу. Прошла стажировка в должности начальника караула и инспектора гос-пожнадзора в Харьковском гарнизоне. В августе 1949 года сдали госэкзамены. Училище окончил с отличием, как тогда считалось по 1-му разряду, имел право выбора места службы в пределах раз-нарядки для выпускников этого выпуска. Тогда ра-спределение проводилось не за полгода до выпус-ка, как сейчас, а после сдачи госэкзаменов и прис-воения Министром внутренних дел СССР воинс-ких званий. Делала распределение комиссия, назначаемая приказом начальника училища, с учетом результатов учебы, сдачи госэкзаменов и поведения выпускника за период учебы. Результаты работы комиссии, т.е. распределение объявлялись приказом начальника училища. Выпускники на заседании комиссии не приглашались. Исключение делалось для лиц, окончивших училище по 1-му разряду, т.е. с отличием. Их приглашали к начальнику училища и там объявлялось, куда и сколько будет направленно выпускников, а затем начальник учи-лища опрашивал каждого, куда бы он хотел пое-хать для прохождения службы. Когда очередь дошла до меня - начальник училища полковник Метелев П.А. сказал, что за лейтенанта Десятникова мы сделали выбор - он назначается курсовым офицером в этом же дивизионе, в училище.
Я благодарен полковнику Метелеву Петру Андреевичу за сделанный за меня выбор, за то, что был оставлен для продолжения службы в родном училище.
Трудно сказать, как бы сложилась моя судьба, если бы я уехал куда-то в гарнизон пожарной охраны страны.
Жизнь подтвердила правильность выбора за меня места дальнейшей службы. В училище знали меня, я знал руководство, преподавателей, командиров под-разделений. Я знал с кого брать пример, у кого учить-ся, "с кого делать себя", и я сейчас честно и откровенно могу назвать этих людей, с которых я "делал себя". Это Игорь Сергеевич Осипов - душевный, коммуни-кабельный, порядочный, эрудированный офицер, умелый воспитатель, отличный организатор. Всеволод Петрович Харченко - высококлассный профессионал, мог преподавать любой предмет, требователен к себе и подчиненным, трудолюбив, пунктуален до педантизма, до мелочей. Внешне и внутренне всегда собран, доброжелателен. Человек, как говорят, с офицерской косточкой. Иван Викентьевич Горбань - наш командир дивизиона, под началом которого я почти три года учился и два с половиной года работал курсовым офицером. Иван Викентьевич прошел войну, был серьезно ранен, простой, порядочный, честный офицер, забота о подчиненных, о людях для него - прежде всего. Мы оставались с ним друзьями до пос-ледних дней его жизни.

Можно назвать, хотя с моей стороны будет, наверное, не совсем скромно, и начальников училища полковников Метелева П.А. и Капустянского А.Г. Разные должности, слишком большой разрыв, но по ним я соизмерял свое поведение, свои решения, уже будучи на руководящей работе.
Итак, я курсовой офицер училища. По Дисциплинарному уставу на правах командира роты. В подчинении и под моей ответственностью две учебные группы - 56 курсантов. Я на 3 курсе был пом-комвзвода, т.е. помощником курсового офицера, лейтенанта Котова Г.М., работал "за его спиной", а теперь несу ответственность за 56 курсантов, за их воспитание и обучение, за порядок в подразделе-нии, за сохранность имущества и вооружения. Тру-дностей и ошибок было не мало. Спасибо командиру дивизиона И.В. Горбаню, замполиту Н.Я. Нагорному за помощь и поддержку в первый период моей офицерской службы. Коллегами моими - курсовыми офицерами этого же дивизиона были лейтенанты Щербина Н.С. и Табаков А.Н., выпускники этого же года. Работали мы дружно, помогали друг другу. С Николаем Степановичем Щербиной мы были друзьями, вместе жили на частных квартирах, одинаково оценивали происходящее с нами и вокруг нас. Жаль, что он рано ушел из жизни.
Прошло два с половиной года и в марте 1952 года, я был направлен на должность преподавателя спецдисциплины на 6-месячные курсы младших лейтенантов для пожарной охраны при Вильнюсс-кой школе МВД СССР.
Закончилось мое почти шестилетнее пребыва-ние (учеба и служба) в Харьковском пожарно-техническом училище.
Здесь я получил среднее специальное образование, тут же началась моя офицерская служба, относительная самостоятельность, формирование меня как специалиста. В училище были первые мои успехи и недостатки. Я еще раз искренне благодарен коллективу училища, особенно тем людям, которых я упоминал за все доброе, что они дали мне. К сожалению - почти все они ушли из жизни. Я склоняю голову перед их светлой памятью и буду им благодарен до конца своих дней. Я старался своим честным трудом оплатить то доброе, что дали они мне.
Смотрю на фотографию 1949 года, запечатле-вшую выпуск 1946 - 1949 годов. Нас было 100. Большинство было направленно на службу в Московский гарнизон пожарной охраны, остальные разъехались по всему Советскому Союзу.
Как сложилась судьба выпускников?
Анатолий Кузьмич Микеев - генерал-лейтенант, доктор экономических наук, профессор, закончил службу начальником ГУПО МВД СССР.
Игорь Фотиевич Кимстач - генерал-майор, многие годы был заместителем начальника ГУПО МВД СССР, закончил службу начальником пожар-ной охраны МВД России.
Яков Семенович Повзик - полковник, кандидат технических наук, доцент, закончил службу нача-льником кафедры Московской высшей пожарно-технической школы, теперь академии.
С ними, и немногими другими, хотя и редко, поддерживаю отношения, знаю, кого уже нет в живых, о многих ничего не знаю. Судьба разбросала нас по огромной стране, и связи со временем, к сожалению, потерялись.
Связующим звеном между нами были Всесоюзные совещания работников пожарной охраны, там мы встречались, узнавали о судьбе товарищей, друзей.
Бывший начальник училища полковник Капус-тянский А. Г. был инициатором фотографирования выпускников Харьковского училища на таких со-вещаниях и мы гордились тем, что большинство руководящего состава пожарной охраны в 70-80 годы, были выпускниками Харьковского ПТУ.
Хороших, признанных специалистов готовила наша Альма Матер!
После Вильнюсской школы я работал преподавателем в Киевском, а затем Львовском ПТУ, в 1955-1957 годах учился на высших пожарно-технических курсах в Москве, после которых продолжал службу в Киеве. Работал в отделе учебных заведений МВД Украинской ССР, курировал пожарно-технические училища Украины - Харьковское, Львовское и вновь строя-щееся Черкасское.
С назначением на должность начальника УПО МВД Украинской ССР в 1977 году забота об учи-лищах не отошла в прошлое - помогал финансированием, техникой, кадрами, решались вопросы строительства учебных пожарных частей.

После распада СССР поддержал предложение о создании на базе ХПТУ высшего учебного заведения. С начальником училища полковником Владимиром Григорьевичем Палюхом решили вопрос об организации при Харьковском инженерно-строительном институте факультета подготовки инженеров пожарной безопасности на базе ХПТУ. Факультет перерос в самостоятельный институт, а институт в Академию пожарной безопасности. 

Мы ровесники с родным ХПТУ, родились в одном, 1928 году. Как видно из сказанного, моя судьба и моя служба тесно переплелись с краткой историей Харьковского пожарно-технического учебного заведения.

Комментарии:

  1. Тамара Тельтевская, Барнаул
    01.02.2012 17:21
    Дорогой Филипп Николаевич!
    Я испытываю необыкновенное чувство гордости от сознания своей минимальной причастности к Вашей жизни!
    В реальном времени практически невозможно встретить героев. А Вы, как раз, относитесь именно к этой категории людей.
    Люблю Вас искренне, желаю Вам долгой жизни. Судьбы, интереснее Вашей, пожелать не могу,сложная она. Не всякий выдержит.
    Тамара (Алтай)

Добавить комментарий

© 2008—2018 Национальный университет гражданской защиты Украины. Все права защищены