Воспоминания Беспалова Е.Ф., выпускника Харьковского пожарного техникума 1936г., преподавателя техникума, КУКС, ПТШ № 3, начальника пожарно-профилактического цикла ХПТУ МВД.
В Харьковский пожарный техникум я поступил в 1933 году и учился на протяжении 3-х лет. В эти годы директором техникума был Лагно Федор Прокофьевич, который до этого был директором Харьковского техникума коммунального и гражданского строительства; его заместителем по учебной части – Колесников Михаил Васильевич, а затем – Смирнов Василий Фролович. Это был опытный работник пожарной охраны, в 20-е годы он был брандмайором г.Петрограда, с 1929г. – заместителем начальника Ленинградского пожарного техникума по учебной части, а затем назначен брандмайором г. Харькова; с июля 1935 года – заместителем начальника Харьковского пожарного техникума. В 1937 году был репрессирован. Заместителями по политической части были Дубинин П.А., затем Миронов П.И., помощниками по военному циклу были Шостацкий Г.К., затем Вербовой И.П., а помощни-ком директора техникума по материально-техническому снабжению был Фатеев Н.Д., который в послевоенные годы был начальником хозяй-ственного отдела УВД Харьковской области.
Начальниками циклов были: социально-эконо-мического – Петренко И.Р., общеобразовательного – Колесников М.В., специальных дисциплин – Грузинский А.К. и военных дисциплин – Шостацкий Г.К. (он же помощник начальника учебного отдела по военному циклу).
В техникуме изучались следующие предметы: русский язык, украинский язык, иностранный язык (немецкий), химия, физика, черчение, математика, те-хническая механика, строительное дело, автодело, отопление и вентиляция, водоснабжение, пожарная профилактика, пожарная тактика, электропожарная сигнализация и связь, пожарно-техническое вооружение, история ВКП(б), экономическая география, история народов СССР, военные предметы и ряд других.
Занятия со слушателями техникума у нас проводили: по машинам и аппаратам пожаротушения – Грузинский А.К.; по пожарной тактике и профилактике – Смирнов В.Ф., по пожарному водоснабжению – Поляков (он же изобретатель пожарного гидранта), пожарную сигнализацию и связь читал Кузнецов, математику и прикладную механику – Колесников М.В., физику – Морейнис, химию – Глебов, историю народов СССР – Пинчук. Остальных преподавателей не помню.
Начиная со второго курса слушатели техникума проходили учебную практику в пожарной команде, которая размещалась в здании техникума. Всей этой работой в пожарной команде руководил Грузинс кий А.К., а профилактической работой в районе обслуживания команды, в жилом секторе руководил Шинкаренко, который распределял слушателей по участкам и контролировал их работу.
На пожары выезжали на двух открытых пожарных машинах, машин с закрытой кабиной для боевого расчета не было, в кабине сидели водитель и командир, а боевой расчет размещался на скамейках по бокам машины открыто и закреплялся специальными ремнями. В боевых расчетах были ствольщики, подствольщики, стендерные, топорники и др. Я часто был топорником № 1.
В конце второго года обучения слушатели техникума проходили стажировку в подразделениях пожарной охраны Украины. Я был на стажировке в ВПК Рубежанского химкомбината. Эта практика дала мне очень много. Я на практике увидел, как организуется профилактическая работа, какие существуют технологии (а их на комбинате было много), как определять их пожарную опасность и исключать причины пожаров и загораний. Большое внимание нам, практикантам (а нас было трое), уделял начальник ВПК тов. Цвик. Это был знающий свое дело и уважаемый всеми на химкомбинате человек.
На третьем курсе наши слушатели проходили преддипломную практику на объектах и в пожарных подразделениях, в зависимости от темы диплома. Я преддипломную практику проходил на угольных шахтах Донбасса. Дипломную работу писал на тему: “Пожарная опасность угольных шахт”. В 1936 году сдал соответствующие экзамены, защитил дипломную работу на «отлично» и после выпуска был оставлен для работы в нашем техникуме.
В мае 1936 года нас, выпускников, меня и Владимира Шаховского, направили в г. Ленинград для прохождения стажировки в должности преподавателей спецдисциплин. Стажировку проходили в пожарно-технической школе им. Куйбышева. Это была самая крупная и специализированная «кузница кадров» для пожарной охраны страны. Пожарные техникумы готовили специалистов и присваивали специальности «техник пожарного дела», а в школе им. Куйбышева присваивали и воинское звание «воентехник II ранга». Школа имела основное отделение для подготовки специалистов военизированной пожарной охраны НКВД, основное отделение для подготовки работников пожарной охраны для Красной Армии и военно-морского флота, а также имела Курсы усовершенствования командного состава как для НКВД, так и РККА. После окончания стажировки мы прибыли в г. Харьков и были назначены: я – преподавателем пожарной профилактики, а Шаховской – пожарно-технического вооружения.
Мы активно включились в учебный процесс, нам хорошо помогали знания и опыт, полученный на стажировке в школе им. Куйбышева.
Еще 17 марта 1935 года Постановлением СНК СССР за № 450 Харьковский пожарный техникум был передан в непосредственное подчинение НКВД СССР. Это ко многому нас обязывало, мы совершенствовали обучение слушателей, прививали им знания и навыки, необходимые для практической работы, совершенствовали учебно-материальную базу, принимали участие в общественной жизни. В этот период в техникуме были оборудованы следующие классы и лаборатории: истории ВКП(б), пожарной профилактики, пожар-ной тактики, машин и аппаратов пожаротушения, физики, химии и электропожарной связи.
В июне-июле 1936 года слушатели старшего курса техникума впервые были направлены в сель-ские районы ряда областей Украины для охраны урожаев от пожаров.
Положение о соревнованиях по пожарно-прикладным упражнениям, утвержденные началь-ником ГУПО НКВД СССР комбригом Хряпенковым, на первенство страны предлагало подготовить сборные команды и принять участие в соревнованиях: Ленинградскому пожарному техникуму, Курсам усовершенствования командного состава ВПО НКВД, Факультету противопожарной обороны при Ленинградском институте коммунального строительства, школе ВПО НКВД им. Куйбышева и Харьковскому пожарному техникуму ГУПО НКВД. В 1938 году в г. Москве были проведены вторые Всесоюзные летние соревнования пожарной охраны по пожарно-прикладным упражнениям. Впервые в этих соревнованиях приняла участие сборная ко-манда нашего техникума и в дальнейшем она при-нимала участие во всех чемпионатах ГУПО (УПО) НКВД СССР и Украины.
В 1937г. в техникуме было учреждено переходящее Красное Знамя, которым награждались учебные группы за наилучшие достижения в учебе и дисциплине. В этом же году в техникуме введена «Книга Почета», в которую заносились фамилии и фотопортреты лучших сотрудников и студентов.
В эти годы в техникуме создан духовой ор-кестр, сборные команды на курсах и в техникуме, в целом, по хоккею с мячом, работали другие спортивные секции, личный состав принимал участие в спартакиадах «Динамо» и др.
Наступил 1938 год. В феврале, согласно распоряжению ГУПО НКВД, слушателей первого курса перевели для продолжения учебы в Ленинградский пожарный техникум. Наш техникум реорганизуется в Курсы усовершенствования командного состава городской пожарной охраны (КУКС ГПО НКВД СССР). Второй курс слушателей тоже перевели в Ленинградский техникум, а третий курс выпустили и направили в подразделения пожарной охраны по разнарядке ГУПО НКВД СССР.
По заданию главка укомплектовали переменный состав и с 1 сентября приступили к занятиям на КУКС. Первый набор слушателей КУКС ГПО был выпущен в июле 1939 года. Со второй половины 1939 года по первую половину 1940 г. включительно шло активное расширение материальной базы. Над основным двухэтажным корпусом было надстроено еще два этажа, по ул. Чернышевского пристроено 4-х этажное крыло с кирпичной учебной башней, а по ул. Артема – 5-ти этажное, где размещались клуб, спортивный зал, фойе и учебные классы. В связи с этим на 1939-1940 учебный год слушателей не набрали. Преподавательский состав частично был подключен к организации строительства, часть была направлена для работы в УПО г. Харькова, а некоторые занимались подготовкой учебного процесса.
За истекший год материальная база наших курсов значительно расширилась и улучшилась. В 1940 году произвели новый набор и приступили к занятиям. На КУКС ГПО создано 13 учебных групп по 20-25 человек каждая. Штатами было предусмотрено и введено 3 дивизиона, командирами которых были назначены тт. Аньков, Вербовой и Стоянов.
В этот период политическая обстановка в мире стала накаляться, возможность возникновения войны с фашистской Германией с каждым днем нарастала.
22 июня 1941 года фашистская Германия без объявления войны вероломно напала на нашу стра-ну. Примерно к 13.00 весь начальствующий состав был собран по тревоге, отозван из отпусков и ко-мандировок и переведен на казарменное положение.
Сразу же в начале Великой Отечественной войны в июле 1941 года Харьковские КУКС ГПО НКВД были реорганизованы в пожарно-техническую школу № 3 ГУПО НКВД СССР со сроком обучения один год. В июле в ПТШ-3 был произведен набор курсантов, сформировано 2 дивизиона по 130-150 человек каждый и сразу же приступили к занятиям. Занятия проводились ежедневно, по 4-5 пар (8-10 академических часов), необходимо было в кратчайший срок обучить курсантов работе с пожарно-техническим вооружением и выполнять боевые действия по тушению пожаров.
По решению советских и партийных органов в июне-июле 1941г. проводилось обучение населения г. Харькова способам тушения зажигательных авиабомб. В этот период было обучено около 18 тысяч членов унитарных команд и противопожарных звеньев МПВО. В этой работе большое участие принимали наши преподаватели и наиболее подготовленные курсанты. В этот период учебная пожарная команда (УПК) школы и вновь созданная спасательная команда, которая состояла из двух отделений на двух грузовых автомобилях, оснащенных необходимыми спасательными средствами, принимали активное участие в тушении пожаров и проведении спасательных работ во время бомбежек в г. Харькове.
Во второй половине августа 1941г. был первый массированный налет вражеской авиации на г. Харьков. Применение фугасных и зажигательных авиабомб приводило к возникновению массовых пожаров в жилых кварталах и на объектах города. Особенно были сложные и крупные пожары на чулочной фабрике, на заводе ФЭД, тракторном заводе, на аэродроме в Померках, во Дворце труда, авиазаводе, железнодорожной станции «Основа» и многие другие, в тушении которых участвовали курсанты нашей школы.
16 сентября Государственный Комитет Обороны принял решение об эвакуации в глубь страны первой очереди предприятий и учреждений из г. Харькова.
Примерно в этот период и мы получили распоряжение НКВД СССР об эвакуации личного состава 3-й ПТШ на базу 4-й ПТШ НКВД в г. Свердловск.
Для осуществления эвакуации весь личный состав ПТШ был разделен на две части. В первую группу включили взводы курсантов, экипирован-ные по военному времени. Эту группу возглавил начальник школы Лагно Ф.П., заместители – Колесников М.В. и Фатеев Н.Д., командир дивизиона Аньков А.Л., сюда же были включены курсовые офицеры и ряд преподавателей. Эта группа отправлялась из г. Харькова пешим строем на г. Чугуев.
Вторая часть эвакуировалась транспортом в составе автоколонны, которую возглавлял начальник специального цикла Грузинский А.К., куда входили Сухоруков Ф.В., Беспалов Е.Ф., Харченко В.П., Сапег, некоторые другие и боевые расчеты на пожарных машинах, в 2-х автобусах и на грузовых автомобилях. Пожарных машин было много (примерно 10-15). Когда фронт продвигался на восток, из некоторых городов - Полтавы, Сум и др. – пожарные машины направляли нам в ПТШ-3 и мы их забирали с собой. На автотранспорт погрузили продукты, бензин, имущество, все необходимое и собрались в путь.
17 октября в 7.00 наша автоколонна направилась в г. Чугуев. Ехать было сложно, дороги забиты транспортом и военной техникой. В г. Чугуеве, в школе или клубе, я точно не помню, собрался весь личный состав. После ужина отдохнули и рано утром 18 октября первая часть курсантов направилась маршем по разработанной схеме, а наша колонна выехала на г. Купянск и далее на гг. Сватово, Старобельск, Беловодск, Меловое, Богучар, Калач, Урюпинск, Новохоперск, Балашов, Ртищев, Сердобск, Пенза. В г. Пенза в это время располагалось ГУПО НКВД СССР.
Примерно в первой декаде ноября наша автоколонна прибыла в г. Пензу, где нас ожидала большая часть курсантов и командование школы. Примерно через неделю нас погрузили в железнодорожные вагоны и мы отправились в путь. Под новый год прибыли в г. Свердловск. Через несколько дней в г. Свердловске мы приступили к занятиям.
По прибытии в г. Свердловск часть начальствующего состава, в том числе и я, были направлены в органы пожарной охраны областей. Я был направлен и, с начала 1942г. по ноябрь 1943г., работал старшим инспектором ОПО УНКВД Алтайского Края в г. Барнауле.
С ноября 1943г. по январь 1944г. учился в Высшей школе НКВД СССР г. Москвы.
Из г. Москвы в Харьковскую ПТШ НКВД я прибыл в первой половине января 1944 года. В этот период из г. Ленинграда прибыла группа преподавателей в составе Федосеева, Максимова, Буксирова, Пятышева, Алексеева, Крюка, Крылова, Михайлова и других, а несколько позже прибыли из г.Свердловска Грузинский А.К., Харченко В.П., ряд других преподавателей и начальствующий состав, работавшие перед войной в ПТШ-3.
Большая группа курсантов под руководством преподавателей восстанавливала здание и оборудовала жилые и учебные помещения. Из досок сбивали длинные скамейки, устанавливали металлические печки, дым выводили через оконные проемы, старую мебель собирали в разрушенных домах и ремонтировали. Одним словом, работа кипела.
К 15 января 1944 года ПТШ-4 была полностью укомплектована курсантами, и мы приступили к занятиям. Штатная численность школы составляла: постоянного состава – 103 чел., вольнонаемного – 36 человек и переменного – 500 человек. Начальником ПТШ-4 был назначен полковник Верин В.П., его заместителем по учебной части – прибывший из г. Ленинграда Федосеев, заместителем по хозяйственной части – Фатеев Н.Д., прибывший вместе с Вериным В.П. из ПТШ-3 г. Свердловска, начальником цикла общеобразовательных дисциплин – Колесников, цикла специальных дисциплин – Грузинский. Были созданы предметные комиссии, и учебный процесс в школе вошел в свой ритм.
В августе 1944 года провели второй набор курсантов, а в марте 1945 года был произведен первый выпуск ПТШ-4 ВГПО НКВД с присвоением специальных званий: техник-лейтенант (чел. 10-15), младший техник-лейтенант (около 200 чел.). Из них около 30 человек – женщины.
С 1 мая 1945 года наша школа перешла на 2-го-дичный срок обучения, а с 1946 года переменный состав стал комплектоваться только мужчинами.
В первой половине 1946 года начальником ПТШ-4 ВГПО НКВД был назначен подполковник Зайцев И.С., а полковник Верин уехал в г. Москву на новую должность.
В 1946 году нашу школу преобразовали в Ха-рьковское пожарно-техническое училище МВД СССР со сроком обучения 3 года.
В первой половине 1948 года начальником училища был назначен полковник Метелев П.А., а подполковник Зайцев отправлен на пенсию. Примерно в этот период училище вывели из подчинения Главного управления пожарной охраны и подчинили Управлению военных учебных заведений МВД СССР. Это внесло большие перемены в организацию всего учебного процесса, в систему обучения и воспитания курсантов, повысило требовательность и организованность во всех сферах. Училищу вручено Красное Знамя, курсанты стали принимать Военную Присягу, училище в 1949 г. посетил заместитель министра внутренних дел СССР генерал армии Масленников. В 1949 г. специальный цикл реорганизован в три цикла: пожарная профилактика (нач. цикла Харченко В.П.), пожарная тактика (нач. цикла Буксиров) и пожарно-техническое вооружение (нач. цикла Сухоруков Ф.В.).
Этот период был началом становления и развития нашего училища. Оно стало одним из лучших учебных заведений в системе УВУЗ МВД СССР, в чем большая заслуга начальника училища полковника Метелева П.А., который смог создать работоспособный коллектив и необходимую обстановку для его творческой работы.
Комментариев пока нет. Возможно, вы будете первым?
Добавить комментарий